Содержание
1. Область применения
2. Термины и определения
3. Требования к организации и осуществлению риэлторской деятельности
4. Требования к порядку оказания риэлторских услуг
5. Требования к договору о предоставлении риэлторских услуг
6. Принципы взаимодействия между риэлторскими компаниями, риэлторами - членами Ассоциации
7. Требования к порядку разрешения споров между риэлторскими компаниями, риэлторами - членами Ассоциации
1. Область применения
1.1. Настоящий Стандарт определяет надлежащее качество оказания риэлторских услуг.
1.2. Стандарт носит добровольный характер и распространяется на те риэлторские компании и риэлторов, которые его принимают.
1.3. Стандарт разработан в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
1.4. Стандарт регулирует как взаимоотношения между риэлторскими компаниями, риэлторами и потребителями риэлторских услуг (далее - потребителями), а также между риэлторскими компаниями в процессе осуществления работ по совместным сделкам.
2. Термины и определения
В настоящем Стандарте применяются термины и их определения в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Также, в настоящем Стандарте применяются следующие термины и соответствующие им определения:
3. Требования к организации и осуществлению риэлторской деятельности
3.1. Риэлторские компании и риэлторы осуществляют свою деятельность на основе порядочности, честности и уважения в отношениях с потребителями и лицами, с которыми они состоит в профессиональных отношениях, а так же в отношении общества и государства.
3.2. Риэлторские услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недвижимости и гражданского оборота, настоящего Стандарта, кодекса этики и другим регламентирующим документам Ассоциации, практике деловой этики.
Риэлторские компании и риэлторы, представляя интересы потребителя по заключенному договору, должны совершать действия строго в соответствии со своими обязательствами и действующим законодательством.
3.3. Риэлторские услуги должны оказывать юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3.4. Риэлторы должны оказывать риэлторские услуги потребителю на основании договора, оформленного в порядке, установленном законодательством.
Договор не должен содержать норм и требований, ущемляющих права какой-либо из сторон.
Риэлторская компания может применять в своей практике типовые договоры, одобренные и утвержденные Ассоциацией, или индивидуальные договоры.
3.5. Риэлторские компании и риэлторы несут ответственность перед потребителем за качество и конфиденциальность оказанных услуг в объеме и на условиях, которые были определены договором между ними. Мера ответственности при этом определяется условиями договора и действующимзаконодательством.
3.6. Риэлторские компании и риэлторы вправе оказывать риэлторские услуги всем сторонам сделки с объектом недвижимости.
3.7. Риэлторская компания, оказывающая риэлторские услуги потребителям, должна иметь в собственности или во временном пользовании помещение (офис), права на которое оформлены в порядке, установленном законодательством, и которое соответствует действующим санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Риэлтор должен иметь возможность вести переговоры с потребителем услуг в специально предназначенном для этого помещении.
3.8. Риэлторская компания должна предоставлять потребителям доступ к информации о своей деятельности и оказываемых услугах в порядке, установленном законодательством, а также предоставить по первому требованию потребителя следующие документы:
3.9. Риэлторы должны знать процедуру оказания услуг и процедуру рассмотрения жалоб и претензий от потребителей.
3.10. Риэлторская компания (риэлтор) должна установить процедуру, предоставляющую потребителю оперативное и объективное рассмотрение жалоб и претензий.
Риэлторская компания (риэлтор) должна принять письменную жалобу либо претензию потребителя, объективно рассмотреть ее и письменно ответить потребителю услуг в течении 7 (семи) рабочих дней с момента получения.
3.11. Риэлторская компания в целях улучшения своих услуг проводит аттестацию согласно Положения об Аттестации.
3.12. Для получения Сертификата риэлторская компания должна быть членом ОЮЛ «ОАРК», иметь в составе компании более 50% риэлторов аттестованных в ОЮЛ «ОАРК» и соблюдать требования к организации и осуществлению риэлторской деятельности, указанных в настоящем Стандарте.
3.13 Сертификат выдаётся сроком на три года.
4. Требования к порядку оказания риэлторских услуг
4.1. Содержание риэлторской услуги
Риэлторские услуги могут включать следующие виды услуг (работ):
4.2. Риэлтор может предложить потребителю обратится к соответствующим специалистам по вопросам, требующим специальных знаний и выходящим за рамки риэлторской деятельности.
4.3. Риэлтор должен при встрече с потребителем иметь нагрудную карточку (бейдж) или удостоверение риэлтора, с указанием компании, его фамилии, имени и отчества (при его наличии) и фотографией.
4.4. Риэлторская компания должна заключать договор с потребителем только при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность, а также, при необходимости, иных документов.
Риэлтор должен до подписания договора с потребителем ознакомить его с проектом договора, разъяснить его условия и порядок исполнения, а также ознакомить потребителя с размером вознаграждения за оказание риэлторских услуг по данному договору.
При заключении договора потребитель должен подтвердить в письменном виде согласие всех лиц, имеющих права на объект недвижимости, при отказе потребителя риэлтор может отказать потребителю в заключении договора.
4.5. Потребитель, заключивший договор с риэлтором, должен подтвердить в договоре, что вся информация и документы, предоставленные им риэлтору, являются достоверными и подлинными. При этом нарушение данного пункта является основанием для расторжения договора с потребителем в одностороннем порядке.
4.6. После заключения договора с потребителем, риэлтор определяет перечень документов, необходимых для совершения сделки. Работы по оформлению документов могут быть включены в договор об оказании риэлторских услуг.
В случае отказа потребителя предоставить все необходимые документы или, при невозможности их предоставления, риэлтор может расторгнуть договор с потребителем в одностороннем порядке.
4.7. Риэлтор должен в процессе оказания риэлторских услуг произвести осмотр объекта недвижимости и ознакомиться с предоставленными потребителем правоустанавливающими документами на объект.
В случае передачи потребителем риэлтору оригиналов правоустанавливающих документов на объект недвижимости, риэлтор должен обеспечить их сохранность.
4.8. После заключения договора с потребителем риэлтор проводит рекламные и иные мероприятия необходимые для выполнения договора. Риэлтор не подает недоставерную рекламу, содержащую несогласованную с потребителем стоимость объекта, а также несоответствующие техническиехарактеристики и другие сведения.
Риэлтор, принявший решение о размещении рекламы об объекте недвижимости в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсах, и действуя при этом без договора, заявки, либо иного документа, обязан перед этим уведомить об этом потребителя
4.9. Риэлтор после заключения договора с потребителем, являющимся собственником объекта недвижимости или его представителем, проводит показы объекта недвижимости в согласованное с потребителями время. В случае неоднократных срывов показов по вине потребителя риэлтор можетрасторгнуть договор с потребителем в одностороннем порядке.
4.10. После заключения договора, заявки или иного документа с потребителем, включающим работу по поиску и подбору вариантов объекта недвижимости, риэлтор осуществляет данную работу в соответствии с требованиями потребителя, указанными в договоре, заявке или ином документе.
Условия и сроки, в течение которого должна быть выполнена работа, определяются договором, заявкой или другим документом.
Показы объектов недвижимости организуются риэлтором в согласованное с потребителями время. В случае неоднократных срывов просмотров по вине потребителя риэлтор может расторгнуть договор с потребителем в одностороннем порядке.
4.11. Риэлтор может предоставить потребителю информацию о возможных вариантах процедуры взаиморасчетов между участниками сделки, при этом, окончательное решение о форме и порядке взаиморасчетов по сделки принимает потребитель, и он же несет ответственность за все возможные риски по принятому решению.
4.12. Стороны договора должны уведомить другие стороны об известных им информации и фактах, относящихся к предмету договора, способных изменить условия сделки с объектом недвижимости в худшую для любого из участников сделки сторону и привести впоследствии к потере правасобственности на объект.
В случае принятия решения участника сделки о проведении сделки с учетом раскрытых рисков и его уведомлении о возможных последствиях от принятого решения, все риски, связанные с их наступлением, участник сделки берет на себя.
4.13. Риэлтор имеет право отказать потребителю в оказании услуги до подписания договора в случаях, когда это не запрещено действующим законодательством.
Риэлтор вправе расторгнуть договор с потребителем в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством и условиями договора.
4.14. В целях стандартизации оказания риэлторских услуг, а также формирования у потребителей понимания рыночной стоимости риэлторской услуги, ОАРК придерживается политики внедрения единых принципов ценообразования в риэлторском бизнесе. Базируясь на многолетней практике, и анализе рынка, ОАРК выработало единый стандарт определения стоимости риэлторской услуги и рекомендует своим членам его придерживаться:
При сделках покупки-продажи стоимость услуги должна быть не ниже 1% от суммы сделки. При этом минимальная сумма оплаты услуг должна быть не менее 300 000 тенге и при этом риэлтор обязуется предоставить потребителю весь пакет услуг, который оговаривается риэлтором в своих договорах.
5. Требования к договору о предоставлении риэлторских услуг
5.1. Для предоставления риэлторских услуг, риэлторская компания должна заключить с потребителем письменный договор, в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Структура договора должна содержать следующие разделы:
В приложении к договору указываются перечень переданных исполнителю документов на момент подписания договора.
Все изменения и дополнения к договору оформляются в письменном виде и являются неотъемлемой частью договора.
Договор может включать другую необходимую информацию.
5.3. Стороны договора
Сторонами договора на оказание риэлторских услуг являются исполнитель – риэлторская компания в лице руководителя или другого лица, уполномоченного на подписание договора, и клиент – потребитель риэлторской услуги. При необходимости, в договоре могут участвовать и третьи лица.
5.4. Предмет договора
Предметом договора является предоставление риэлторских услуг, перечень которых должен быть определен в договоре.
5.5. Права, обязанности и ответственность сторон:
5.6. Стоимость услуг и порядок расчета:
5.7. Срок действия договора и продление действия договора.
Договор должен содержать дату его вступления в силу, срок действия и процедуру продления.
После выполнения сторонами всех обязательств по договору стороны должны подписать акт о выполнении работ. В случае немотивированного отказа потребителя подписать акт о выполнении работ в течение 5 (пяти) рабочих дней, договор считается исполненным.
Фактом исполнения риэлтором своих обязательств по договору является факт заключения Сделки.
5.8. Условия расторжения Договора
Договор должен содержать основания и порядок его расторжения, в том числе может содержать условия досрочного расторжения и расторжения договора в одностороннем порядке, в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Стандарта. В договоре должны бытьопределены условия, при нарушении которых договор может быть расторгнут.
5.9. Порядок разрешения споров
Договор должен содержать описание процедуры разрешения споров сторонами договора в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5.10. Юридические адреса и реквизиты сторон
Договор должен содержать следующие реквизиты сторон:
6. Принципы взаимодействия между риэлторскими компаниями, риэлторами - членами Ассоциации
6.1. Риэлторские компании и риэлторы – члены Ассоциации осуществляют свою деятельность на основах деловой порядочности и взаимоуважения между всеми компаниями - членами Ассоциации, а также на основе принципа сотрудничества с другими членами Ассоциации, который включает:
6.2. Сотрудничество между риэлторскими компаниями и риэлторами – членами Ассоциации осуществляется на основании договора или соглашения о сотрудничестве.
Стороны договора несут ответственность друг перед другом в соответствии положениями договора или соглашения о сотрудничестве.
6.3. Риэлторские компании (риэлторы) могут заключать договоры о совместных сделках, такие договоры заключаются в письменной форме. Совместная сделка является формой исключительно добровольного сотрудничества.
При этом, риэлторская компания (риэлтор) несёт обязательства только перед потребителем, чьи интересы она представляет, в рамках заключенного с ним договора.
Риэлторские компании (риэлторы) обязаны производить взаиморасчеты друг с другом в соответствии с условиями и в сроки, указанные в договоре о сотрудничестве.
6.4. Риэлторские компании (риэлторы), участвующие в совместной сделке, должны стремиться решать возникающие между ними противоречия или споры во внесудебном порядке, также они могут обратиться для разрешения спора в Комитет по этике и профессиональным спорам при ОАРК. Есливозникшие противоречия или спор не могут быть разрешены путем переговоров споры разрешаются в установленном законодательством РК порядке.
6.5. Риэлтор должен проявлять сдержанность, комментируя общую политику других риэлторских компаний или риэлторов и их действия в конкретной сделке, не допуская публичной дискредитации.
7. Требования к порядку разрешения споров между риэлторскими компаниями, риэлторами - членами Ассоциации при привлечении ОАРК в качестве Арбитра.
7.1. Риэлторские компании и риэлторы – члены Ассоциации в своей деятельности должны руководствоваться принципами и правилами, заложенными в настоящем Стандарте, Кодексе этики Ассоциации и других регламентирующих документах Ассоциации.
Любой случай несоблюдения риэлтором или риэлторской компанией указанных требований может быть вынесен на рассмотрение в Комитет по этике и профессиональным спорам при ОАРК.
7.2. Рассматривает жалобы и претензии по спорным вопросам и принимает по ним решение Комитет по этике и профессиональным спорам при ОАРК.
7.3. Риэлтор или риэлторская компания, на которую поступила жалоба, обязаны представить в Комитет по этике и профессиональным спорам при ОАРК все сведения по фактам, имеющим отношение к делу, и активно участвовать в процессе разбирательства, способствуя установлению истины.
7.4. Риэлтор или риэлторская компания, не выполнивший решение Комитета по этике и профессиональным спорам при ОАРК несет ответственность в соответствии с положением о конфликтной комиссии.
7.5. В случае не согласия сторон с решением Комитета по этике и профессиональным спорам при ОАРК стороны могут обратиться в суд.